Непрерывное медицинское образование: современные подходы к обучению специалистов хирургического профиля
https://doi.org/10.24884/2072-6716-2022-23-3-10-16
Аннотация
Важной задачей системы здравоохранения является улучшение качества оказания медицинской помощи, качества профессиональной подготовки врачей-хирургов. Цель исследования: на основании анализа литературы определить основные составляющие учебного процесса в рамках непрерывного образования врачей хирургических специальностей, необходимые для адекватного профессионального роста и улучшения качества оказания медицинской помощи профильным пациентам. Результаты исследования. Проведен анализ системы профессиональной подготовки врачей-хирургов, отмечены ее недостатки. Знания, практические навыки, опыт, врачебное мышление, логика и интуиция — важнейшие составляющие высокопрофессионального врача, врача-хирурга. Представлен мировой опыт подготовки специалистов. Заключение. Сегодня в России происходит формирование новой современной системы постдипломного образования врачей хирургических специальностей в рамках системы непрерывного медицинского образования. В целях достижения лучших результатов необходимо пересмотреть организационные подходы к профессиональному образованию.
Об авторах
И. Г. БеленькийРоссия
Беленький Игорь Григорьевич — доктор медицинских наук, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии
192242, Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 3, лит. А
В. А. Мануковский
Россия
Мануковский Вадим Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, директор; заведующий кафедрой нейрохирургии
192242, Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 3, лит. А
191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41
И. М. Барсукова
Россия
Барсукова Ирина Михайловна — доктор медицинских наук, доцент, руководитель Учебного центра
192242, Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 3, лит. А
Список литературы
1. Moore D.E., Green J. S., Gallis H. A. Achieving Desired Results and Improved Outcomes: Integrating Planning and Assessment Throughout Learning Activities // J. Contin. Educ. Health Prof. 2009. Vol. 29, No. 1. Р. 1–15.
2. Miller S.H., Thompson J. N., Mazmanian P. E. et al. Continuing medical education, professional development, and requirements for medical licensure: a white paper of the Conjoint Committee on CME // J. Contin. Educ. Health Prof. 2008. Vol. 28, No. 2. Р. 95–98.
3. Miller S. H. American Board of Medical Specialties and repositioning for excellence in lifelong learning: maintenance of certification // J. Contin. Educ. Health Prof. 2005. Vol. 25, No. 3. Р. 151–156.
4. De Boer P. G., Buckley R., Schmidt P., Fox R., Jupiter J. Learning Assessment Toolkit // J. Bone Joint Surg. Am. 2010. Vol. 92, No. 5. Р. 1325–1329. doi: 10.2106/JBJS.I.00775.
5. Miller G. E. The assessment of clinical skills/competence/performance // Acad Med. 1990. Vol. 65, No. 9 (suppl.). Р. S63–S67.
6. Fox R.D., Miner C. Motivation and the facilitation of change, learning, and participation in educational programs for health professionals // The Journal of Continuing Education in the Health Professions. Vol. 19, Nо. 3. P. 132–141.
7. Moore D. E. Needs assessment in the new health care environment: combining discrep — ancy analysis and outcomes to create more effective CME // J. Cont. Educ. Health Prof. 1998. Vol. 18. Р. 133–141.
8. Anderson L., Krathwohl D. R. Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Addison Wesley Longman, 2001.
9. Беленький И.Г., Сергеев Г. Д., Гудзь Ю. В., Григорян Ф. С. История, современное состояние и перспективы развития методов накостного остеосинтеза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 77
10. Лобачев И.В., Соловьев А. И., Корнилов В. А., Резванцев М. В. Система непрерывного медицинского образования и принципы аккредитации медицинских специалистов // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019. № 1 (65). С. 242–246
11. Чеснокова И. В. Первые итоги внедрения новой модели непрерывного образования в систему последипломного повышения квалификации врачей // Развитие образования. 2020. № 1 (7). С. 25–28
12. Олифирова О.С., Козка А. А. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по специальности «хирургия» цикла «основы эндовидеохирургии» // Амурский медицинский журнал. 2020. № 1 (29). С. 72–74
13. Тер-Ованесов М.Д., Кукош М. Ю., Габоян А. С., Левицкий А. В., Макешова А. Б. Актуальные вопросы преподавания специальности «онкология» в условиях реализации концепции непрерывного медицинского образования // Медицинский алфавит. 2019. Т. 2, № 17 (392). С. 28–31
Рецензия
Для цитирования:
Беленький И.Г., Мануковский В.А., Барсукова И.М. Непрерывное медицинское образование: современные подходы к обучению специалистов хирургического профиля. Скорая медицинская помощь. 2022;23(3):10-16. https://doi.org/10.24884/2072-6716-2022-23-3-10-16
For citation:
Belenky I.G., Manukovsky V.A., Barsukova I.M. Continuous medical education: modern approaches to surgical training. EMERGENCY MEDICAL CARE. 2022;23(3):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2072-6716-2022-23-3-10-16