О перспективах подготовки кадров службы медицины катастроф в условиях выхода России из Болонского соглашения
https://doi.org/10.24884/2072-6716-2024-25-3-59-66
Аннотация
Цель исследования: оценить эффективность подготовки врачебных кадров в Российской Федерации с учетом требований Болонской декларации, установить перспективные направления реформирования системы высшего образования в медицинских вузах, в том числе при подготовке кадров службы медицины катастроф, после выхода России из Болонского соглашения.
Материалы и методы. На основе данных научных тематических источников проведен анализ результатов реформы высшего образования в России под влиянием Болонской декларации, определены перспективные направления оптимизации высшего образования в медицинских вузах после выхода из нее. Использованы исторический и аналитический методы, методы сравнительного анализа и научного обобщения.
Результаты. Под влиянием Болонской декларации к 2013 году вузы России перешли на трехуровневую модель высшего образования, что потребовало разработки программ обучения и аккредитации образовательных программ. С 1 сентября 2017 года интернатура как первый этап первичной специализации врачебных кадров прекратила свое существование, что существенно снизило качество практической подготовки врачей-специалистов. Подготовка врачебных кадров в медицинских вузах по профилям лечебное дело, педиатрия, фармация и др. в настоящее время осуществляется по образовательным программам шестилетнего специалитета и двухлетней ординатуры.
Заключение. В связи с выходом из Болонской системы в 2022 году в России ведутся разработки по реформированию высшей школы. На данном этапе целесообразно рассмотреть вопрос о введении института интернатуры в целях подготовки высококвалифицированных врачей-специалистов, в том числе для работы в составе нештатных формирований службы медицины катастроф.
Об авторах
П. А. СуинРоссия
Суин Павел Анатольевич — кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научного отдела организации экстренной медицинской помощи ГБУЗ особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) ДЗМ»; доцент кафедры управления военным здравоохранением филиала ФГБВОУ ВО «Военномедицинская академия им. С. М. Кирова» Минобороны России в г. Москве
129010, Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1;
107392, Москва, ул. М. Черкизовская, д. 7
С. А. Гуменюк
Россия
Гуменюк Сергей Андреевич — доктор медицинских наук, доцент, директор ГБУЗ особого типа «Московский территориальный научноо-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) ДЗМ»
129010, Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1
К. B. Егоров
Россия
Егоров Константин Викторович — заместитель директора по медицинской части
129010, Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1
Список литературы
1. Бригадина О. В. Четыре реформы советской системы высшего образования // Университетоведение: опыт и перспективы научных исследований и преподавания: материалы республиканской научнопрактической конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2021. С. 48-52
2. Ситаров В. А. История образования в России: постсоветское время // Проблемы педагогики и психологии. 2019. № 2. С. 201-216 doi: 10.17805/zpu.2019.2.19.
3. Шаталова И. К. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и его влияние на развитие высшего образования в России // Студенческий электронный журнал СтРиЖ. 2023. № 3 (50). С. 193- 195
4. Пищита А. Н. Реформа медицинского образования в России в рамках Болонской декларации «О едином европейском образовательном пространстве» // Медицина. 2018. Т. 6, № 2 (22). С. 1-9. doi: 10.29234/23089113-2018-6-2-1-9.
5. Алтухов А. И., Сквазников М. А., Шехонин А. А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 3. С. 74-84. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84.
6. Гущина Ю. Ш., Де Мартино М., Устиленцев К. А. Болонский процесс и его влияние на систему российского высшего медицинского образования // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 18-21
7. Гилязова О. С., Замощанская А. Н. Дилемма «советские традиции — болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 308-317. doi: 10.15350/2409-7616.2023.2.26.
8. Клячко Т. Л. Российская система высшего образования на переломе // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 2. С. 35-51. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2023_2_35_51.
9. Меараго Ш. Л., Романов В. В. Пути совершенствования подготовки врачей к работе в чрезвычайных ситуациях // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-5. С. 107-111. doi: 10.18411/trnio072022196.
10. Гуменюк С. А., Иванчин Д. В., Гуськова О. В. Некоторые вопросы правовой оценки медицинской сортировки и статуса медицинского работника службы медицины катастроф // Здоровье мегаполиса. 2021. Т. 2, № 1. С. 84-87. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2021.v2i1;84-87.
11. Богданова И. И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 8. С. 11-16
12. Дружилов А. С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58
13. Плаксий С. И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 8-12
14. Русакова Н. Г., Фирсова А. М. Этические проблемы преподавания общегуманитарных дисциплин в вузе: выход из Болонской системы // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10 (102). С. 76-80. doi: 10.24158/fik.2022.10.12.
Рецензия
Для цитирования:
Суин П.А., Гуменюк С.А., Егоров К.B. О перспективах подготовки кадров службы медицины катастроф в условиях выхода России из Болонского соглашения. Скорая медицинская помощь. 2024;25(3):59-66. https://doi.org/10.24884/2072-6716-2024-25-3-59-66
For citation:
Suin P.A., Gumenyuk S.A., Egorov K.V. On the prospects for training personnel for the disaster medicine service in the conditions of Russia’s withdrawal from the Bologna agreement. EMERGENCY MEDICAL CARE. 2024;25(3):59-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2072-6716-2024-25-3-59-66