Preview

Скорая медицинская помощь

Расширенный поиск

Роль студентов-волонтеров медицинского вуза в обучении детей правилам оказания первой помощи

https://doi.org/10.24884/2072-6716-2025-26-3-30-36

Аннотация

Цель исследования: продемонстрировать важность и эффективность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей основам первой помощи. Задачи исследования. Повысить мотивацию детей к обучению, интерес к медицине, уровень знаний и навыков студентов в области оказания первой помощи. Сформировать и развить лидерские качества, коммуникативные навыки, ответственность, эмпатию и умения работать в команде. Создать прочный фундамент для будущей профессиональной деятельности. Подчеркнуть важность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей правилам оказания первой помощи. Показать положительное влияние на детей, студентов и общество в целом. Призвать к расширению и укреплению такого сотрудничества для повышения уровня безопасности и здоровья будущих поколений. Материалы и методы исследования. Проведен анализ существующих научных публикаций, статей и руководств по первой помощи, а также материалов, касающихся волонтерской деятельности студентов медицинских вузов. Это позволило выявить основные подходы и методики обучения первой помощи. Разработаны опросники для детей-школьников, участвующих в обучающих программах. Опросы включали вопросы о восприятии программы, уровне усвоения материала и удовлетворенности обучением. Анкеты были распространены среди участников 7–11‑х классов в пределах одного учебного заведения. Проведено наблюдение за процессом обучения, включая занятия по первой помощи, проводимые студентами-волонтерами. Это позволило оценить методы преподавания, взаимодействие с детьми и уровень вовлеченности участников. Собранные данные были проанализированы с использованием количественных и качественных методов. Результаты опросов и анкетирования обработаны с помощью статистических методов для выявления закономерностей. Все участники исследования были проинформированы о целях и методах исследования, получено согласие на участие. Обеспечена анонимность ответов. Результаты. До проведения обучения результаты знаний по правилам оказания первой помощи были в пределах 15,33%. После проведения мастер-класса уровень знаний повысился до 85%. Разница в средних баллах составила 69,7%, что подтверждает эффективность обучения. Все это подчеркивает важность внедрения программ по оказанию первой помощи в школьные курсы для повышения готовности учащихся к экстренным ситуациям. Заключение. Обучающая программа по оказанию первой помощи значительно повысила уровень знаний и навыков школьников в области первой помощи, что, в свою очередь, помогло существенно снизить риск негативных последствий в экстренных ситуациях и подготовить новое поколение к активным действиям в сложных обстоятельствах.

Об авторах

М. О. Шуайбова
Дагестанский государственный медицинский университет; Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения Москвы
Россия

Шуайбова Меседо Омаровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф; научный сотрудник

129090, Москва, Б. Сухаревская пл., д.5/1, стр. 1



С. А. Гуменюк
Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения Москвы
Россия

Гуменюк Сергей Андреевич — доктор медицинских наук, директор; доцент кафедры скорой медицинской помощи, неотложной и экстремальной медицины

129090, Москва, Б. Сухаревская пл., д.5/1, стр. 1



Г. А. Сметанин
Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения Москвы
Россия

Сметанин Глеб Александрович —  заведующий учебным отделом

129090, Москва, Б. Сухаревская пл., д.5/1, стр. 1



Р. И. Меликова
Дагестанский государственный медицинский университет
Россия

Меликова Рейханханум Иззетовна — студентка II курса

367012, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. им. В. И. Ленина, д.1



М. Д. Каибова
Дагестанский государственный медицинский университет
Россия

Каибова Мадина Далгатовна — студентка II курса

367012, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. им. В. И. Ленина, д.1



Список литературы

1. Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Кичанова Ю.А. и др. Школа первой помощи детям: методическое пособие. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2020. 56 с

2. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Современные проблемы обучения правилам оказания первой помощи в России. Социальные аспекты здоровья населения. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2009

3. Петрова А. В. Роль волонтеров в обучении первой помощи среди детей: опыт медицинских вузов. 2021.

4. Станишевский А.Л. Первая помощь: вопросы готовности и обучения населения сердечно- легочной реанимации // Скорая медицинская помощь. 2024. Т. 25, № 4. С. 59–65 .

5. Биркун А.А., Багненко С.Ф., Дежурный Л.И. Дистанционное сопровождение первой помощи при травмах: обзор литературы и проект диспетчерского алгоритма // Скорая медицинская помощь. 2022. Т. 23, № 4. С. 4–17

6. Volunteers to Help Teachers and Schools Address Barriers to Leaming (Technical Aid Packet) URL: http://smhp.psych.ucla.edu/pdfdocs/volunteer/volunt.pdf.

7. Каблукова И.Г. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2007

8. Зыскина М. А., Шрамко Н. В. Подготовка студентов-волонтеров к домашнему визитированию ребенка-инвалида с ДЦП // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. C. 94–98

9. Шуайбова М.О., Гуменюк С.А., Дежурный Л. И. Обучение детей дошкольного возраста приемам оказания первой помощи // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 2. С. 859–872

10. Шуайбова М.О. Культура здорового образа жизни студенческой молодежи и технология ее формирования // Известия Педагогического университета № 3. Махачкала: ДГПУ, 2013

11. Шуайбова М.О., Минбулатова И.С., Магомедов Р.В. Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 196–199

12. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Прияткина Н.Ю., Валюх А. Н. Навигатор волонтера «Вместе — ради детей!»: метод. материалы. Иваново-Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. 20 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шуайбова М.О., Гуменюк С.А., Сметанин Г.А., Меликова Р.И., Каибова М.Д. Роль студентов-волонтеров медицинского вуза в обучении детей правилам оказания первой помощи. Скорая медицинская помощь. 2025;26(3):30-36. https://doi.org/10.24884/2072-6716-2025-26-3-30-36

For citation:


Shuaybova M.O., Gumenyuk S.A., Smetanin G.A., Melikova R.I., Kaibova M.D. Role of medical university volunteer students in teaching children first aid rules. EMERGENCY MEDICAL CARE. 2025;26(3):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/2072-6716-2025-26-3-30-36

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-6716 (Print)